«Наши университеты делают все возможное, чтобы создать возможности для обучения украинских студентов, которые на сегодняшний день не могут обучаться в родной стране. В России и Беларуси студенты еще могут продолжать обучение», — заявил проректор Таллинского технического университета Хендрик Фолль.
По его мнению, аналогичные решения, вероятно, примут и другие высшие учебные заведения Эстонии.
Согласно решению министерства образования Чехии, несколько сотен российских и белорусских студентов, обучающихся техническим специальностям в чешских университетах, должны будут прекратить учебу или сменить специальность. Причина — опасения чешских властей, что Россия потенциально может воспользоваться полученными знаниями в военных целях.
Координатор офиса Светланы Тихановской по работе с диаспорами Даниил Гаркавый признает рост дискриминации белорусов в Европе, однако не склонен преувеличивать проблему:
«Пик проблем белорусов в других странах в связи с тем, что режим Лукашенко поддержал Россию в атаке на Украину, пришелся на весну и первую половину лета. Тогда же, с весны и всю весну, все лето, и сейчас, белорусы по всем странам продолжали очень активно — и словами, и действиями — поддерживать Украину. И в целом, на мой взгляд, катастрофическую ситуацию отношения к белорусам удалось сначала купировать, а потом исправить».
Тем не менее, шведская Миграционная служба все чаще предпочитает депортировать белорусских просителей убежища на родину, называя страну «безопасной». За 2021 год 98% просителей убежища из Беларуси получили отказ, сообщает портал Voice of Belarus со ссылкой на официальные данные.
Многие европейские работодатели не хотят иметь дело с гражданами страны, с территории которой по Украине бьют ракеты и запускаются дроны. Иностранцам попросту некогда разбираться, кто поддерживает режим, а кто им репрессирован. По словам Антона Жукова из Центра белорусской солидарности в Варшаве, белорусы, не знающие языка, часто вынуждены заниматься низкоквалифицированным трудом. На такую же работу претендуют и украинцы.
«Зачастую работодатели боятся конфликтов между белорусами и украинцами, и из-за этого не хотят принимать белорусов, потому что у них и так уже большое количество украинцев работает, — говорит Жуков. — Безусловно, остается очень большая проблема, с которой, наверное, сложнее всего бороться: это дискриминация от частных лиц. Я буквально вчера дал в наших социальных сетях объявления и попросил написать родителей, сталкиваются ли они с дискриминацией своих детей в школах. И вот буквально за несколько часов мне пришло порядка 40 сообщений о таких случаях. Это в большинстве своем буллинг детей в школе».
Портал Our House сообщает о случаях отказа в аренде жилья. Подобные инциденты произошли в Варшаве, Вроцлаве, Кракове и Люблине.
«Думаю, надо разделять режим в Минске и остальное белорусское население, как внутри, так и за пределами Беларуси, — считаеет профессор восточно-европейской истории из Университета Альберты Дэвид Марплс. — Внутри страны у них нет возможности выразить свое мнение, а за границей они находятся в изгнании. Совершенно игнорируются недавние события, когда на улицы вышло от 15 до 20 процентов населения Беларуси, протестуя против результатов выборов и репрессий. Это то же самое, как если бы 45 миллионов американцев вышли протестовать на улицы. Это даже сложно себе представить. Но белорусы не смогли добиться победы, и их в этом обвиняют. Можно долго обсуждать, почему не удалось свергнуть Лукашенко, но в конечном итоге это были мирные демонстрации. Они отвергали насилие и проходили очень цивилизованно».
По мнению профессора Марплса, к белорусам следует относиться так же, как и ко всем другим беженцам, спасающимся от тирании и конфликтов. Ведь никто не винит, например, сирийских беженцев за преступления режима Асада, отмечает эксперт.
(function(d, s, id) {
var js, fjs = d.getElementsByTagName(s)[0];
if (d.getElementById(id)) return;
js = d.createElement(s); js.id = id;
js.src = «//connect.facebook.net/en_GB/sdk.js#xfbml=1&version=v2.7»;
fjs.parentNode.insertBefore(js, fjs);
}(document, ‘script’, ‘facebook-jssdk’));