Финляндия продолжит жесткую политику в отношении России

Финляндия продолжит жесткую политику в отношении России

Тринадцатым президентом Финляндии (с 25 июля 1919 года) в результате подсчета голосов во втором туре выборов стал Александр Стубб. Ему отдали свои голоса 51.6% граждан Финляндии, пришедших на избирательные участки во втором туре и проголосовавшие заранее. Его конкурент Пекка Хаависто получил 48,4% голосов финских избирателей.

Поздним вечером 11 февраля, когда стало понятно, что Хаависто не удастся одолеть Стубба, он признал свое поражение, отметив при этом, что страна проголосовала за достойного главу государства.

Примечательно, что Саули Нииисте, занимавший пост главы государства с 2012, опуская бюллетень в день первого тура выборов, сказал под телекамеры: «Как же приятно голосовать не за себя самого!».

Несмотря на относительную молодость как политика, 55-летний Александр Стубб уже имеет внушительный послужной список — он успел побывать министром иностранных дел Финляндии (2008 — 2011), премьер-министром своей страны (2014 -2015), министром финансов (2015 — 2016), а также министром по делам ЕС и внешней торговли (2011 — 2014) и депутатом Европейского парламента (2004 — 2008).

В интервью 18 января, то есть за 10 дней до первого тура Стубб заявлял, что надежды на то, что Россия станет либеральной демократией, надо отбросить как «иллюзию».

После начала избирательной кампании предвыборная программа Стубба на его сайте была доступна на финском, шведском, английском, французском, эстонском, украинском и русском языках. А также на «упрощенном» финском (для тех, кто приехал в страну недавно) и в видеозаписи на языке жестов.

Корреспондент Русской службы «Голоса Америки» попросила прокомментировать итоги завершившейся президентской кампании сотрудников Финского института международных отношений.

«Мирная ситуация – это одно дело, а нынешняя ситуация – дело другое»

В конце минувшей недели уходящий со своего поста 12-й президент Финляндии Саули Ниинисте подписал указ о предоставлении Украине военной помощи на 190 миллионов евро.

Директор российских программ Финского института международных отношений Аркадий Мошес отметил, что по вопросу об отношении к российской агрессии в Украине у всей внешнеполитической элиты страны наблюдается консенсус. «То, что помогать Украине необходимо – достаточно приоритетная тема. Контекстуально (в ходе избирательной кампании) все так или иначе вертелось вокруг вопросов, связанных с этим – будь то вопрос о ядерном оружии, или об отношении к России, или об отношении к русскоязычным и русским гражданам, проживающим внутри Финляндии», — рассказал эксперт в комментарии для Русской службы «Голоса Америки».

По мнению Мошеса, спорить по данному вопросу кандидатам, вышедшим во второй тур выборов, было не о чем, но тема войны в Украине, будущих отношений с Россией и будущих российских действий была очень заметна.

Промышленные и торговые связи с Россией занимали достаточно видное место в экономике Финляндии, начиная со второй половины 90-х годов. Сейчас контакты с Россией фактически прекращены. В этой связи корреспондент Русской службы «Голоса Америки» поинтересовалась у Аркадия Мошеса: остаются ли в финском обществе сколько-нибудь заметные пророссийские настроения?

По мнению директора российских программ Финского института международных отношений и раньше здесь речь не шла о пророссийских настроениях как таковых. «Это были настроения в пользу прагматического сотрудничества. Но всегда было понятно, что мирная ситуация – это одно дело, а нынешняя ситуация, то есть, военная – дело другое. Но, конечно, сохранилось некоторое количество людей, у которых есть родственные связи или друзья на российской стороне. Эти люди, безусловно, сожалеют о факте закрытия границы, они хотели бы, чтобы она была открыта. Бизнесы, которые существовали на востоке Финляндии и в известной степени были ориентированы на российского туриста, тоже не очень комфортно чувствуют себя сегодня, но надо понимать, что эти бизнесы в любом случае были уходящей натурой, потому что за время эпидемии ковида люди поняли, что жить без русских туристов, в общем, можно. Не идеально, конечно, но это не приводит к кризису», — оценивает ситуацию Аркадий Мошес.

И подытоживает, что в финском обществе есть определенное сожаление в связи с тем, что происходит в сфере взаимоотношений с Россией и что приходится делать, но так называемые «широкие слои населения» Финляндии под вопрос нынешнюю политику правительства страны – будь то членство в НАТО, или закрытия границ с Россией – не ставят.

«Финны стали очень политизированными»

Старший научный сотрудник Финского института международных отношений Григорий Нижников отмечает, что разница в предвыборных программах Александра Стубба и Пекки Хаависто была минимальной, как и разрыв в количестве голосов, поданных из них. «Я бы сказал, что здесь избиратели, скорее, руководствовались партийными предпочтениями и личными характеристиками кандидатов – для кого-то важнее было голосовать за левого кандидата, для кого-то – за правого. Кто-то голосовал за харизматика, кому Хаависто казался слишком анемичным и «деревянным» в дебатах. Поэтому такие нюансы и решили исход борьбы», — считает он.

В беседе с корреспондентом Русской службы «Голоса Америки» Нижников высказал предположение, что изменений во внешней политике Финляндии по сравнению с годами президентства Саули Ниинисте не будет совсем. «Для финского избирателя Ниинисте в последние два года был эталонным президентом, особенно – после российского вторжения в Украину. И каждый из кандидатов пытался показать, что он будет продолжением этого курса», — считает эксперт.

По мнению профессора Финского института международных отношений, Александр Стубб склонен к более активному поведению – он хорошо чувствует себя при свете софитов, умело отвечает на вопросы и так далее. Но внешнеполитический курс страны останется прежним.

Некоторые специалисты по истории Финляндии вспомнили, что шестой президент страны – Карл Эмиль Густав Маннергейм – в свое время бросил фразу, что ему пора удалиться на покой и заниматься семейными делами. Причем, это было сказано задолго до того, как он стал маршалом Финляндии и главой государства.

Александр Стубб после ухода летом 2016 года с поста министра финансов Финляндии, семь с половиной лет не занимал никаких постов в политике страны, и некоторым аналитикам казалось, что его карьера государственного деятеля в прошлом. Маннергейма и Стубба роднит и их шведское происхождение.

В 2017 году Стубб заявил, что уходит из политики навсегда, и последующие семь лет провел в Люксембурге и Италии. Возвращение в большую политику он объяснил тем, что на его вынудили на это украинские события.

В своих интервью прессе Александр Стубб заявлял, что в случае победы на выборах «в политическом плане не будет никаких отношений с главой РФ или российским политическим руководством», пока они не будет закончена война в Украине.

Между тем, Григорий Нижников напоминает, что избранный 13-й президент Финляндии уходил со своего предыдущего поста со скандалом: «Тогда считалось, что это не он порвал с финской политикой, а финская политика порвала с ним. Но возник запрос на кандидата от правоцентристской партии, внутри самой партии был вакуум, и, как мы видим, Стубб удачно вернулся. Про него вроде бы забыли, но оказалось, что он может открыть новую страницу в своей политической карьере».

Активность финских избирателей (75% во время первого тура президентских выборов, и 70%, включая тех, кто проголосовал досрочно, во втором туре) Григорий Нижников объясняет сложной обстановкой: «Внешняя политика интересует всех: вопросы России, вторжение России в Украину, помощь Украине и безопасность Финляндии здесь на первом месте. Мы можем говорить о том, что финны стали очень политизированными, и причиной этому стало их беспокойство по поводу того, что происходит вокруг их страны и в регионе в целом».

«В контексте войны роль президента увеличилась не только символически, но и политически»

Старший научный сотрудник Финского института международных отношений Маргарита Завадская считает, что явка на прошедших выборах была хорошей, особенно в первом туре. «Во втором туре, поскольку интриги было в некотором смысле меньше, и разрыв между кандидатами ничтожен. Но если мы посмотрим на опросы, то увидим, что на самом деле поддержка Хаависто постепенно проседала. И те, кто шел за него голосовать, шли, что называется с тяжелым сердцем. Эта тенденция намечалась уже много месяцев назад и многие уже были готовы, что именно Стубб станет 13-м президентом Финляндии», — отмечает она.

По мнению эксперта, минимальный разрыв между Александром Стуббом и Пеккой Хаависто во втором туре не был обусловлен отсутствием у бывшего премьер-министра так называемого «административного ресурса». «Я даже сомневаюсь в уместности использования этого термина в финском контексте», — пожимает плечами Завадская.

И поясняет, что финская политическая система очень инклюзивная, и в первом туре избиратели могли голосовать за разного рода партии, кроме Мика Аатола и Харри Харкимо, которые никаких партий не представляли. «И учитывая все это разнообразие, у журналистов, избирателей и гражданского общества есть много стимулов следить: кто злоупотребляет, а кто не злоупотребляет возможными ресурсами и тем более допуском к официальным должностям. Второй момент – это то, что финские выборы очень консенсусные, несмотря на достаточно дробленую партийную систему, выборы президента, это персональное голосование — не за партию, а за личность. И это всегда голосование за кандидатуру, способную выдвинуть объединяющую платформу», — отметила Завадская в разговоре с корреспондентом Русской службы «Голоса Америки».

По ее наблюдениям, программы Стубба и Хаависто были очень близки, если сравнивать их заявления. И чем ближе был первый и особенно второй туры выборов, тем все больше сближались их программы — практически до неразличимости по некоторым вопросам.

Недавно появились сообщения о том, что в перспективе Финляндии может быть предложена роль посредника в переговорах между ЕС и Россией. В этой связи Маргарите Завадской был задан вопрос: насколько, по ее мнению, эта мера может быть оправданной, ведь после вступления Финляндии в НАТО отношения страны с Россией заметно осложнились.

В свою очередь, Завадская напомнила, что выборы президента в Финляндии не являются самыми важными, поскольку основными полномочиями обладает премьер-министр, и на его фоне президент – фигура достаточно скромная, скорее даже символическая. Это — лицо Финляндии на международной арене, и Сауле Ниинисте прекрасно справлялся с этой ролью.

«Однако, в контексте войны роль президента увеличилась не только символически, но и политически, поскольку особая международная ниша Финляндии в понимании России и ее способность лучше и с сознанием дела выполнять эту функцию также сильно политизировалась», — подчеркивает собеседница «Голоса Америки».

Кстати, во время последних дебатов перед вторым туром президентских выборов кандидатам был задан острый вопрос: «Если Вам позвонит Путин, возьмете ли Вы телефонную трубку?». На что Пекка Хаависто сказал: «Да, конечно», тогда как Александр Стубб ответил в том смысле, что он даже своей уборщице не дал бы взять трубку. «И вот этот момент идет несколько вразрез с идеей, что Финляндия действительно может быть хорошим посредником. В Финляндии есть группы избирателей и политиков, которые считают, что кажется, уже пройдена «точка невозврата» и, возможно, стране уже пора перестать играть роль «понимателя» России. Поэтому сейчас мы находимся в ситуации обсуждения этого вопроса. Хотя, безусловно, мне кажется, если Финляндии представится такая возможность, скорее всего Александр Стубб, несмотря на все его резкие заявления, как прагматичный политик с большой вероятностью от такой роли не откажется», — считает старший научный сотрудник Финского института международных отношений Маргарита Завадская.

Инаугурация 13-го президента Финляндии состоится 1 марта этого года. А пока же избранный Александр Стубб провел пресс-конференцию в понедельник, 12 февраля. Он, в частности, заявил, что между Россией и Финляндией есть контакты на уровне дипломатов и пограничных служб, однако контактов с высшим политическим руководством РФ нет. Стубб также подчеркнул, что Финляндия страны не сможет иметь нормальных отношений с Россией, пока та не прекратит военные действия в Украине. При этом, по словам Александра Стубба, Финляндия продолжит военную помощь Украине.

(function(d, s, id) {
var js, fjs = d.getElementsByTagName(s)[0];
if (d.getElementById(id)) return;
js = d.createElement(s); js.id = id;
js.src = “//connect.facebook.net/en_GB/sdk.js#xfbml=1&version=v2.7”;
fjs.parentNode.insertBefore(js, fjs);
}(document, ‘script’, ‘facebook-jssdk’));